Пресса

Егор Бенкендорф: Киеву должно принадлежать 51% любого частного бизнеса
Перед тем, как встретиться с кандидатом в мэры Киева Егором Бенкендорфом, мы побеседовали с несколькими опытными работниками телевизионного рынка. Все они признали, что господин Бенкендорф - профессионал своего дела. Однако, начиная интервью, самому Егору мы этого не сказали.

- Часть людей - потенциальных избирателей - не поддерживает явление, когда на государственные должности претендуют люди экзотических профессий. Одно дело, когда служить державе приходят юристы или экономисты, но ведь вы - телепродюсер!

- Вопрос задан довольно жестко. И я попробую так же жестко ответить. Во-первых, телевидение зрелищно и экзотично лишь на последнем этапе производства, когда продукт появляется на экране. Все, что происходит до этого, все, что делается за кадром, - тяжелый труд, сложные ситуации и множество задач, которые нужно решить быстрее, чем они превратятся в проблемы. На "Интер" я пришел обычным администратором. Лишь потом я возглавил все производство телеканала и стал менеджером, продюсером. Из своих тридцати четырех последние 11 лет жизни я полностью посвятил управлению сложными процессами и руководству людьми, которые в них участвуют. Я умею регулировать конфликты, умею собирать и правильно структурировать коллектив. Работа продюсера научила меня законам ответственности и науке рационального распределения ответственности. Кроме того, телевидение привило мне важнейший принцип: никакой халтуры быть не может, результат должен быть безупречным, иначе это заметят миллионы зрителей, потребляющих мой продукт. И в следующий раз они предпочтут смотреть что-то другое.

Разумеется, обязанности мэра отличны от того, что я делал раньше. Но в отличие от многих политиков, я знаю, что быть мэром - это трудно. И это хорошо, потому что когда тебе трудно, ты работаешь в полную силу. А со спецификой, характером обязанностей градоначальника я разберусь при помощи своей команды - у меня есть десятки союзников - грамотных, активных и очень качественных профессионалов. Это и юристы, и финансисты, и спецы жилищно-комунального сектора, и врачи-управленцы. Я неплохо подготовился, прежде чем предложил свою кандидатуру на этот пост. Для меня это не приключение, не шоу и не досуг. Я знаю, что если большинство горожан предоставят мне возможность заботиться о Киеве, я с этим справлюсь; если же победителем окажется кто-то другой, я предоставлю ему возможность воспользоваться моими идеями, потому что они рациональные, и принесут результат. Я новый человек в политике и осознаю, что новичок не может сразу стать фаворитом, но я радуюсь, что мои замыслы смогут быть полезными моему городу. Вне зависимости от результата голосования. Хотя, конечно, никто не способен вдохновеннее, чем сам автор, взяться за воплощение неких идей. Наконец, в выдвижение на пост мэра я заложил еще одно задание - хочу, чтобы люди узнали, что в политике не все такие, как сейчас. Что есть парни эффективные и порядочные.

- Вы готовы без популизма рассказать, какие конкретно изменения намерены ввести?

- Готов. Называйте сферу городской жизни - буду говорить четко и по делу.

- Предлагаю начать с транспорта, ведь это - кровеносная система города. Она обеспечивает его жизнь и рост.

Одна из очень проблемных областей. Имеет несколько составляющих: дорожно-транспортная сеть; правила, которые на ней действуют; муниципальный транспорт; парковочная система. Мы - столица и наши дороги должны быть качественными, размеченными и упорядоченными. Проектные организации уже давно разработали генеральный план развития, ремонта и реконструкции дорог Киева. Он предполагает строительство и расширение мостов через Днепр, возведение дополнительных дорожных развязок на самых магистральных соединениях города, ремонт важнейших участков, по которым идет движение. Все это стоит очень дорого, однако у Киева есть деньги - уверяю вас. Конечно, их может быть значительно больше, но как к этому прийти я скажу чуть позже. Сейчас у меня есть основания сделать вывод, что, несмотря на масштабную рекламную кампанию, никакие серьезные шаги по реализации этого генплана не делаются. Один из моих советников пару дней тому назад беседовал с начальником Государственной автоинспекции. По правилам, перед внедрением каких-либо изменений в дорожную сеть, городская власть обязана согласовать свой проект с ГАИ. Но, по словам начальника, за все три года, которые прошли с последних выборов мэра, на согласование в инспекцию не пришло ни одного крупного проекта! А это может означать, что кто-то пытается обвести киевлян вокруг пальца и повергнуть их в пучину иллюзий.

Начав работать мэром, я ознакомлюсь с уже существующими наработками, определю, какие из них заслуживают внимания и начну работать над их внедрением. Кроме того, у меня есть несколько собственных масштабных задумок. Я обратился к ученым с заказом разработать для меня схему выведения автомобильного транспорта под землю. Побывав в 60 странах мира, могу ответственно сказать, что наилучшее впечатление оставляют те мегаполисы, где властям удалось сохранить пешеходные дороги. Предварительно ученые сделали вывод, что около 60 процентов центра Киева можно сделать полностью пешеходным и пригодным для отдыха. Если люди умудрились построить под Майданом независимости и Бессарабским рынком колоссальных размеров торговые комплексы, почему мы не можем построить больше тоннелей и увести транспорт под землю?

Сейчас практически замороженными являются проекты строительства двух кольцевых дорог вокруг Киева. Безусловно, это дорогостоящая цель, но я уже говорил, что деньги у нашего города есть. Один из моих друзей-журналистов недавно ознакомился с отчетом Службы безопасности под грифом "совсекретно", согласно которому реальный бюджет Киева может составлять не 25 миллиардов гривен, а 47. Запуск кольцевых дорог позволит освободить Киев от транзитных автомобилей и грузового транспорта.

Я хочу учредить на главных дорогах города так называемую "красную полосу" - отдельный ряд, по которому в дневное время суток будет позволено двигаться только единицам городского транспорта и машинам экстренных служб. Это единственный возможный способ гарантировать горожанам, что "скорой помощи" не придется торчать в пробке, а автобусы и троллейбусы, которые я сделаю основным и очень налаженным видом передвижения, прибудут четко по графику.
Также я собираюсь пойти на непопулярный шаг, который, однако, будет выгоден всем киевлянам - выведу высшие государственные учреждений на окраину города. Это ликвидирует потребность перекрывать движение, когда августейшие лица, охраняемые государством, едут на работу. Кроме того, депутаты, министры и другие чиновники не захотят жить в не обустроенных районах и та часть Киева, куда мы их переселим, очень скоро преобразится - я гарантирую.

- Что собираетесь предпринять в отношении собственно транспорта?

- Ликвидирую унизительный "институт" маршрутки и заменю его хорошими автобусами и троллейбусами. Кроме того, у меня есть план возродить Киевский трамвай. Те же ученые, которым я поручил исследовать вопрос выведения транспорта под землю, сейчас думают над тем, возможно ли в Киеве строительство скоростной наземной железной дороги. Рано или поздно все большие города сталкиваются с такой задачей, потому что ресурс скорости метрополитена ограничен. Например, в Лондоне подземкой предпочитают не пользоваться вообще. Зато их городская железная дорога - это комфорт и совершенство. Средняя скорость движения состава там - 150 км/час. На прямых участках он может развивать и до 240 км/час. Кстати, раз уж мы вспомнили Лондон, в прошлом году я общался с мэром британской столицы Кеном Ливингстоном на тему ночного транспорта. Так вот, он полностью убедил меня, что движение муниципального транспорта должно быть круглосуточным и это финансово выгодно. Ночью лондонские автобусы ходят в среднем каждые тридцать минут. Думаю, мы поступим разумно, если возьмем пример с одного из самых профессионально организованных мегаполисов планеты.

Отдельный пункт, на который я обращу внимание - киевский парк такси. Я найду способ создать для него адекватную систему лицензирования и контроля. Киев будет отлично смотреться, если все такси в нем будут одинаковы, как это есть в том же Лондоне или Нью-Йорке. Кроме того, будет введена государственная ценовая политика на тарифы такси. Это не значит, что мы заберем у людей их заработок. Это значит, что мы избавимся от "грачевания" и "заламывания" несправедливых цен.

Думаю, мы также не обойдемся без введения ограничений на движение грузового транспорта в светлое время суток. Именно из-за "камазов", которые каким-то удивительным образом посреди бело дня оказываются на Крещатике или проспекте Победы, мы нередко стоим в пробках. Еще одна задача - введение платы за въезд на территорию Киева для иногородних автомобилей. По моим данным, ежедневно к нам на частных авто въезжает приблизительно 200 тысяч соотечественников из других городов. Считаю, что справедливо будет установить пеню в размере до 200 гривен - это будет плата за эксплуатацию нашего дорожного покрытия, экологический сбор и источник дополнительных доход в казну города. Если же человек не захочет платить, мы предложим ему оставить автомобиль за пределами города на специально оборудованном паркинге и пригласим воспользоваться всей мощью киевского муниципального транспорта.

- Вы же понимаете, что машин в Киеве с каждым днем становится все больше и больше. Даже если вы расширите дороги, построите дополнительные развязки, избавите центр от грузового транспорта и регулировщиков, обслуживающих чиновников первого ранга, пробки все равно останутся.

- Они не исчезнут совсем, но количество их заметно упадет. А то, что останется, мы "добьем" новыми подходами к парковке. Во-первых, потребуем "обрезать" парковочные места вокруг ресторанов и магазинов. Предложим им найти для машин своих гостей и сотрудников место под землей. Во вторых, на законодательном уровне обяжем застройщиков на каждую квартиру обустраивать как минимум по одному подземному паркоместу. Это очистит дворики от машин и даст нам возможность построить на них детские площадки, поставить лавочки и фонтаны.

Кстати, не все, что приносит классный результат, обязательно должно стоить миллиарды. В этом отличие хорошего работника от плохого. Вот если вы нанимаете бригаду рабочих сделать у себя дома ремонт и вам с ними повезет, после завершения основных работ они скажут: смотрите, если вы сделаете здесь искусственный японский садик, а тут повесите кресло-гамак, ваш дом приобретет новый облик, хотя стоит это не так дорого. Поэтому я обязательно обеспечу на дорогах присутствие велосипедных дорожек, уберу с улиц все киоски и запрещу стихийную торговлю, которая уродует историческую часть Киева и превращает его в арабский рынок. Неплохо было бы реставрировать и наш Центральный универмаг, потому что на мой взгляд он довольно жалковат. Поставим больше урн. И не просто каких-то ведер, а красивых, прочных, художественно оформленных урн. Одним из первых моих заданий управлению горадминистрации по благоустройству будет заняться киевскими набережными. Днепр могущественен, но для того, чтобы подчеркнуть это, чтобы предоставить людям наслаждаться им в полном объеме, нам нужна изящно оформленная набережная. Между прочим, ума не приложу, почему по городу до сих пор не раскинута сеть приличных общественных клозетов. Ведь современные технологии позволяют сделать их присутствие настолько же незаметным, насколько полезным. Еще один обязательный пункт - внедрение "карточки киевлянина".

- Карточка киевлянина? Что это такое?

- Это магнитная идентификационная карта, которая будет выдаваться жителям города, а также людям, которые приехали из других частей страны, но легально работают в Киеве и приносят городу пользу. Она необходима для обеспечения моего намерения разделить цены в нашем городе на "национальные" и "для иностранцев". С помощью "карточки киевлянина" люди смогут по льготным тарифам пользоваться всей мощью Киева, брать социальные кредиты и получать услуги по национальным тарифам.

Один из главных лозунгов моего состязания за мэрство - "Киев начинается с тебя". Я буду проводить кампанию по возрождению домовых комитетов и дворов. Возьмем для примера дом, где я сейчас проживаю. Раньше у нас во дворе не горела ни одна лампочка - страшно было ходить. Мы организовали домком, "скинулись" на ремонт. При этом, когда встал вопрос сбора денег, сдавали те, кто мог и хотел; некоторые пенсионеры и малоимущие семьи не сдали ни одной гривны. Теперь наш двор закрывается в 9 часов вечера, пройти можно только по магнитным ключам, территория очищена, окультурена, освещена. Жильцы начали относиться к своему двору, к подъезду как к собственной квартире, а не как к общественному туалету.

Еще я хочу создать при районных государственных администрациях центры молодежного досуга. Они существовали в былые времена и тогда молодежь была меньше подвержена вредным слабостям, вроде выпивки, никотина и наркотиков. Возрожу институт детских садиков. Сегодня они либо очень дорогие, частные и элитарные, либо государственные с недостаточным качеством обслуживания. В результате - многие родители не хотят или не могут отдавать детей в детские сады. Я предлагаю создать муниципальные детские сады, где дети будут заниматься за счет бюджета города. Ведь забота о подрастающем поколении - это наша забота.

Кстати, нам давно уже пора задуматься над снесением зданий, которые оставляют на лице города глубокий шрам нищеты. Я говорю прежде всего о так называемых "хрущевках". Поверьте мне, не более как за пять лет вместо них можно построить новые, приятного вида дома. Я предложу фирмам-застройщикам построить их на месте "хрущевок", но с условием, что всем жителям будут предоставлены новые квартиры. Я буду работать только с серьезными компаниями, которые уже зарекомендовали себя на строительном рынке. То есть, сначала они должны будут предоставить квартиры в одном из уже построенных своих домов, а уже потом получат право на снос "хрущевки".

- Почему вы ничего не говорите о ЖЕКах? Они вас утраивают?

- Вот вы спросили - скажу. Я специально несколько раз ходил вместе со своими родителями в один из ЖЕКов. А также анализировал служебные документы горадминистрации об их деятельности. Увиденное натолкнуло меня на твердое убеждение, что в нынешнем состоянии ЖЕКи заслуживают лишь уничтожения. Они уже давно изжили себя, и не выполняют заложенной функции. После выборов я в первую очередь проведу реквалификацию всех работников жилищно-коммунального комплекса с целью определить, кто из них подходит для этой ответственной работы. Затем совместно с самыми талантливыми из них будет сконструирована и внедрена новая система функционирования коммунальных служб, и не важно как эти учреждения будут называться. Кроме того, после похода в ЖЕК с родителями я пообещал себе ввести более высокие требования к ведению служебной документации муниципальными органами. Проще говоря, я считаю возможным учреждение так называемого "единого бюрократического окна", когда все необходимые документы, платежи и справки горожане смогут подавать и получать в одном месте.

- Я слышал, что с вашей программой уже ознакомилась премьер-министр и поручила провести соцопрос относительно того, как люди относятся к легализации проституции. Ведь это есть в ваших планах?

- О том, что Юлия Владимировна читала мою программу, слышу впервые. Относительно проституции. Это настоящее зло, однако с ним, к сожалению, невозможно бороться. Но проституцию возможно и необходимо контролировать! Я хочу убрать проституток с Окружной дороги и бульвара Шевченко и установить над этим явлением социальный и медицинский контроль. Хочу вынести публичные дома за город и сделать их легальными. Каждая девушка должна будет проходить еженедельный медицинский контроль. Таким образом, мы, во-первых, локализуем проституцию, во-вторых - сократим количество случаев распространения венерических заболеваний, а в-третьих - обеспечим казне города налог с приблизительно 5 миллионов гривен. Именно столько ежедневно, по моим данным, приносит нелегальная проституция сегодня.

- Нет ли у вас желания легализировать распространение и потребление наркотиков?

- Нет, конечно! Я считаю, что продажу наркотиков на территории Украины можно остановить лишь одним способом - внесением в уголовный кодекс изменения, которое будет предполагать смертную казнь за это преступление. Я не шучу. Высшая мера наказания - это единственное, что может сократить наш наркорынок, потому что в нем вращается слишком много денег. Однако признаюсь сразу: пока что я не вижу механизмов, как реализовать эту инициативу. Действующая конституция и некоторые толкования Конституционного суда фактически запрещают введение в структуру наказаний смертной казни. Нужно изменить Конституцию - только тогда это будет возможно.

- Я бы хотел вернуться к одному из самых важных пунктов - финансовой деятельности мэра.


- Да, это очень важно и мне есть что сказать. Во-первых, вы должны знать, что я достаточно обеспеченный человек: у меня есть и машина, и квартира. Кроме того, в отличие от большинства политиков, которые живут, как шейхи, но показывают официальный доход тысячу гривен в месяц, ежегодно я декларирую около полумиллиона гривен. Во-вторых, к сожалению, история киевского мэрства такова, что глядя на любого кандидата, избиратели, в том числе и мои друзья, думают: "Все равно же будет воровать!"

Что тут скажешь? Если уж ты баллотируешься, неразумно давать высокопарные обещания и клясться в праведности, поэтому я лучше назову механизм, который сделает прозрачным для меня самого и для всех других будущих мэров самый значительный рынок Киева - рынок земли. Я обяжу коммунальные СМИ в прямом эфире освещать ход земельных аукционов. В режиме он-лайн их смогут контролировать не только органы ревизии, но и простые граждане. Любое нарушение, любая непрозрачная структура, претендующая на землю или объект, - будет видна. Вообще я бы хотел уйти от практики массовой продажи земли. Потому что если мы сегодня все продадим, то завтра нашим детям не на что будет жить.

Кроме того, я разработал несколько шагов по выведению доходов киевлян из тени. В условиях абсолютной, вездесущей коррупции обложить податями хотя бы 60 процентов реальных денежных потоков Киева практически невозможно. Если мы начинаем взимать большие налоги - от них сильнее уклоняются. Если меньшие - перестают платить вообще. Если же пытаемся наделить дополнительными полномочиями контрольно-ревизионные органы - взятки начинают стекаться туда. И реальность такова, что люди, имеющие средства и желание начать свой бизнес в Киеве, просто лишены возможности это сделать, потому что все их деньги уходят на взятки чиновникам. В мире есть примеры, как решить эту проблему эффективно. Например, на Кубе структура собственности предполагает ограничение частного капитала в рамках одного предприятия в размере 49 процентов. Остальные 51 процент автоматически переходит государству. Возьмем конкретный случай. Транснациональная отельная корпорация захотела построить на Кубе гостиницу - она вкладывает в это деньги, строит, но 51 процентов от готового предприятия автоматически передает государству. Именно этим они и страхует себя от коррупционной потребности. Являясь партнером в бизнесе, государство не вмешивается в его ведение, но контролирует бухгалтерию, чтобы получать налоги в полном объеме. Кто-то назовет такие меры антирыночными, но я уверен, что они принесут Киеву только пользу. Да, в чем-то это решительный шаг, но есть факт, который объясняет его обоснованность: за последние годы более 60 стран инвестировали в кубинскую экономику свыше 20 миллиардов долларов.

Есть еще одна инициатива по детенезации денежных потоков Киева. Первый мой год у власти станет годом "налоговой амнистии". Я объявлю всем предприятиям и бизнесменам, что в начале этого года они могут задекларировать свои доходы и заплатить с них налоги. И с этого года все их финансы будут считаться легальными и не подлежащими преследованию. А со следующего года мы начнем нормальный контроль, зная, как реально обстоят дела с финансами в Киеве.

Кстати, в качестве дополнительного источника бюджетных поступлений я планирую учредить "налог на роскошь". В основном он будет касаться дорогих автомобилей. Можешь позволить себе машину за сто тысяч долларов и выше? Плати за нее каждый год повышенный налог на роскошь в размере 7-10% от общей стоимости.

Для всех видов транспорта будет введен так называемый "экологический сбор". Мы заложим его в стоимость билетов на проезд - для коммунального транспорта, и в стоимость бензина - для личного. А деньги пустим на озеленение, облагораживание Киева, а также очищение водоемов и проведение оздоровления истощенных почв.

И еще одно. Мы попробуем на условиях взаимной выгоды договориться с частными фирмами о политике благоустройства сооружений и прилегающих к ним территориям, в которых они располагаются. Если ты занимаешь помещение в жилом доме - будь порядочным и отремонтируй рядышком дорогу, облагородь фасад. Если же договориться не получиться, в рамках существующего или потенциального принятого законодательства я найду инструменты воздействия на частные предприятия.
08.04.2008 20:23

Источник: Подробности